Новости

Закон о банкротстве физ. лиц заработает с 2014 года.
21.05.2013

Юрий Исаев: «Конечной целью является защита граждан»

Юрий Исаев: «Конечной целью является защита граждан»

Закон о банкротстве физ. лиц заработает с 2014 года.

Госдума приняла в I чтении законопроект о банкротстве физлиц.


Многострадальный законопроект о личном банкротстве граждан, работа над которым идет уже девятый год, наконец-то прошел в первом чтении. Законопроект "О внесении изменений в федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования реабилитационных процедур, применяемых в отношении гражданина-должника" совершенствует законодательство, регулирующее правовое положение граждан-должников.

После вступления закона в силу гражданин сможет сам обратиться в суд с заявлением о банкротстве, и решением суда получить рассрочку по уплате долга на срок до пяти лет при наличии регулярного источника доходов. Банкротом может быть объявлен гражданин, задолженность которого превысила сумму 50 тысяч рублей, а просрочка выплаты составляет три месяца. Гражданин не вправе в течение пяти лет с даты признания его банкротом обращаться за получением кредита без указания на свое банкротство. Законопроект также предусматривает запрет на объявление себя банкротом чаще, чем раз в пять лет. В ходе конкурсного производства банкрот теряет регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя и до его окончания не имеет права регистрироваться в качестве ИП. В случае привлечения гражданина к уголовной или административной ответственности, выявления мошенничества или предварительного банкротства решение суда о признании банкротства аннулируется.

Конечной целью принятия законопроекта является защита граждан, заявил член комитета Госдумы по финансовому рынку Юрий Исаев. «В погоне за прибылью многие банки уходят от реальной оценки, насколько можно и в каких пределах кредитовать физлиц. Закон с одной стороны защищает заемщиков, потому что есть жесткие нормы, что нельзя у гражданина отнять квартиру или дачный участок, если он у него один. С другой стороны — это сигнал, в том числе и для банкиров, что не надо вводить людей в искушение, говоря, что кредиты легкие, и не будет проблем», - отметил депутат.

Институт личного банкротства – обязательный элемент цивилизованной финансовой системы, на Западе он давно и успешно функционирует. Возможно, принятие закона поможет многим россиянам, которые охотно брали кредиты в период кредитного бума и не рассчитали свои возможности. Признание себя банкротом освободит их из замкнутого круга бесконечно растущих процентов по просроченным кредитам. Кроме того, в перспективе просматривается изменение и сокращение рынка полукриминального бизнеса коллекторских агентств.

Комментирует Александр Викулин, генеральный директор Национального бюро кредитных историй (НБКИ):

- Мы согласны с теми представителями банковского сообщества, которые выступали за повышение планки до уровня выше 50 тыс. Эти изменения можно было бы внести при подготовке законопроекта ко второму чтению. По статистике НБКИ, в категорию кредитов на сумму свыше 50 тысяч рублей попадают 37% кредитов, а свыше 100 тысяч рублей - 23%. При этом наиболее высокий уровень просрочки в банковском секторе - 5,95% - приходится на займы от 30 тыс до 100 тыс руб. Учитывая эти факторы, мы полагаем, что повышение планки необходимо, иначе опасения банковского сообщества будут оправданы. Кроме того, в процессе разъяснения гражданам основных положений необходимо рассказывать, что закон позволяет не отказаться от выполнения обязательств, а реструктурировать долг. Также отметим, что факт признания гражданина банкротом вносится в кредитную историю. Такая запись практически делает шансы на получение кредита в будущем очень незначительными. Также необходимо предусмотреть способы предотвращения мошенничества в этой сфере, то есть наложить ряд ограничений, которые делали бы банкротство исключительной мерой.

Комментирует Ярослав Алексеев, вице-президент по корпоративным финансам Пробизнесбанка (Финансовая Группа Лайф):

- С моей точки зрения, наличие такого закона - очень хорошее дело,разумных заемщиков это не ущемляет, на банки особых расходов не вешает.
Для практического применения нужно будет создавать процедуру, при которой банки смогут получать оперативные данные о наличии таких решений суда по банкротству физических лиц. Кроме того, нужна процедура исполнения ограничений, которые накладывает на обанкротившегося такое решение.
Мне также кажется, что 50 тыс рублей это достаточно маленькая сумма, сомнительно что будет эффективно нагружать суды таким сделками - по сути, речь идет о потребительских ссудах. Было бы разумнее, может быть, начинать его внедрение с более крупных сумм.

Комментирует Юлия Солоненко, руководитель правовой службы "Юниаструм Банка":

- Одним из основных моментов, требующих доработок, является обязанность клиентов информировать кредиторов о фактах банкротства и в течение лет после осуществления процедуры реструктуризации. Однако одна обязанность клиента будет мало эффективна без механизмов проверки информации и стимулирования клиента к ее выполнению. Так, например, банки заинтересованы в систематизации информации о клиентах-банкротах, в виде каких либо баз данных которые бы были поручены единому государственному органу (как вариант Банк России), и информация из которых доступна будет например по отдельным заявкам. Либо стимулирование клиентов к добросовестному информированию кредиторов в виде каких-либо установленных законом последствий.
Слабым моментом является регулирование банкротства такой категории физических лиц, как индивидуальные предприниматели. По предлагаемому законопроекту если ИП, взяв потребительский кредит на 50 000 р. для своих личных целей, не смог его вернуть, то в отношении него вводится банкротство по правилам банкротств физического лица. Это, с нашей точки, зрения не верно. Надо учитывать, что ИП ведет коммерческую деятельность, у него есть коммерческое имущество, а также на развитие своего дела он брал кредиты в банках на условиях аналогичных условием кредитования юрлиц. Иными словами вся коммерческая деятельность ИП ставится под вопрос. Т.е. с одной стороны усложняется процедура возврата коммерческих кредитов, остановится его предпринимательская деятельность . Полагаем будет разумно поднять планку долга минимально необходимую для банкротства ИП с 50 000 до хотя бы 300 - 500 тысяч.
Также есть вопросы к, так называемому, "единственному жилью" должника-банкрота. По законопроекту нельзя обращать взыскание на необходимый минимум имущества должника, в которое входит единственное жилье. Но ведь мы с вами знаем, что жилищные условия у людей могут быть разные. Для кого-то единственным жильем может оказаться и квартира площадью 200 кв. м. Полагаем, что разумно установить механизмы продажи такого рода недвижимости и приобретения иного жилья, и погашения долгов за счет такой продажи.

Предствители Промсвязьбанка также прокомментировали актуальную тему:

- Принятие закона о банкротстве физических лиц позволит должнику, оказавшемуся в сложном финансовом положении, распланировать исполнение обязательств перед кредиторами с учетом как имеющихся доходов, так и доходов, полученных в будущем, и в результате этого восстановить свою платежеспособность.
Тем не менее, законопроект требует существенной доработки с тем, чтобы не привести к негативным последствиям как для самих должников, так и для их кредиторов.
С точки зрения защиты граждан, негативным является то, что в законопроекте не урегулированы вопросы реструктуризации долгов за счет совместной собственности. В связи с этим не исключены случаи обращения взыскания на имущество не только самого должника, но и его супруги (супруга).
С точки зрения кредиторов, одним из недостатков законопроекта является то, что в нем не предусмотрен механизм персонального уведомления кредиторов о начале процедуры банкротства физического лица. В результате этого велика вероятность, что многие кредиторы не узнают об объявлении их должников банкротами и не смогут взыскать с них задолженность, поскольку признание физического лица банкротом освобождает его от обязательств.
Законопроект не позволяет кредиторам оспаривать сделки, заключенные должником в целях выведения имущества из-под обращения взыскания по долгам. Только финансовый управляющий вправе подавать в суд заявления о признании недействительными сделок, заключенных и исполненных гражданином. Если финансовый управляющий не утвержден, его полномочия осуществляются самим должником. Такие положения законопроекта создают предпосылки для злоупотреблений со стороны недобросовестных должников.

Источник: http://bankir.ru

Ваш телефон
Пример: +7 (917) 123-45-67
Ваше имя
Купить комп, установка видеонаблюдения , камера для видео наблюдения