Новости

С 1 января текущего года вступили в силу долгожданные изменения в антимонопольном законодательстве, которые называют третьим пакетом поправок.
04.03.2012

Забота о конкуренции: Антимонопольные поправки заработали

Забота о конкуренции: Антимонопольные поправки заработали

С 1 января текущего года вступили в силу долгожданные изменения в антимонопольном законодательстве, которые называют третьим пакетом поправок.

Этот третий пакет, дополняя изменения двух предыдущих, подводит черту под реформированием антимонопольного законодательства.

По крайней мере, по мнению Сергея СУМЕНКОВА, руководителя омского управления антимонопольной службы, этот пакет поправок полностью отражает современную позицию законодателя по вопросам регулирования антимонопольной деятельности. Причём эти поправки значительно либерализируют законодательство.

Соглашения запрещены

По словам Сергея Суменкова, главное новшество заложено в законодательном разделении понятий «соглашение» и «согласованное действие». Казалось бы, семантически понятия тождественны, кстати, раньше они были тождественны и законодательно, но сейчас в нормативных актах заложен чёткий принцип их разделения. Если прежде при согласованности действий субъектов на товарном рынке антимонопольная служба доказывала синхронность их поведения, то теперь их действия будут считаться согласованными в том случае, если один из участников сговора сделает публичное заявление о его совершении. При этом уголовная ответственность за согласованные действия отменяется. Но вот если соглашение заключено в тайне, тогда от закона скрыться не выйдет.

Впрочем, с 1 января не все виды соглашений будут рассматриваться с точки зрения УК. Так, в новой редакции статьи № 178 Уголовного кодекса отменена уголовная ответственность за вертикальные соглашения, что в частности облегчает жизнь компаний, развивающих дилерскую сеть. Зато преследование предусмотрено для соглашений горизонтальных. Иными словами, в закон вводится понятие «картель» - горизонтальное соглашение хозяйствующих субъектов, конкурирующих между собой на данном рынке.

На практике картелем можно считать сговор компаний-производителей транспортных карт, о которых рассказал руководитель омского управления ФАС. Иногородние компании-производители карт заранее поделили между собой тендеры, проводившиеся в разных регионах Сибири, в том числе и в Омской области, и таким образом нарушили принцип конкуренции. Ведь при таком раскладе цена производства карты перестала определяться рыночным механизмом, и заказчики в лице государственных органов теряли бюджетные деньги.

Больше полномочий

Помимо прочих изменений, расширены цели предоставления государственных и муниципальных преференций, которые могут быть предоставлены для социального обеспечения населения. Теперь преимущества могут получать представители малого и среднего бизнеса, деятельность которых соответствует направлениям поддержки, определённым в федеральных, региональных или муниципальных программах.

В пакете поправок расширились и полномочия самого антимонопольного органа. Закон предусматривает право ФАС направлять должностным лицам хозяйствующих субъектов предостережение о недопустимости нарушения антимонопольного законодательства и предупреждение о прекращении действий (бездействий), которые могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции. Также впервые в закон «О защите конкуренции» введена процедура обжалования торгов на продажу государственного и муниципального имущества. Антимонопольный орган получил право рассматривать жалобы на торги по продаже госимущества в течение семи рабочих дней и выносить предписания по фактам нарушения процедуры торгов.

Введены фиксированные штрафы для юридических лиц в размере до 1 млн руб. за злоупотребление доминирующим положением, не связанным с ограничением конкуренции. Данные изменения не распространяются на злоупотребление субъектом естественной монополии своим доминирующим положением. В этом случае будут применяться «оборотные» штрафы.

Жалобы на юристов

И, что называется, на закуску: с 1 января антимонопольщикам можно жаловаться на действия юристов и нотариусов. Раньше надзор за этой сферой в компетенции ФАС отсутствовал. По словам Максима КАБАНЕНКО, заместителя руководителя управления ФАС по Омской области, на соответствующие многочисленные жалобы омичей управлению приходилось отвечать отказом по формальным основаниям, но вступившие в силу поправки в закон убрали это белое пятно, и теперь деятельность юридических консультаций станет более прозрачной.

Источник: АИФ

Ваш телефон
Пример: +7 (917) 123-45-67
Ваше имя